Фотография тоже имеет набор правил и рекомендаций, которые желательно освоить. Следуя этим канонам, или наоборот, творчески нарушая их, фотограф воплощает свой замысел. Но если пренебречь законами композиции можно, то законы оптики опровергнуть вряд ли получится.

  Возникает вопрос: а зачем он сдался фотографу, этот закон оптики? А затем, что зрение человека – это не набор линз, из коих собран объектив. И изображение, полученное на матрице камеры, отличается от картинки, пришедшей в наше сознание. Вот поэтому чтобы получить желаемое, надо понимать принципы работы камеры. Знать, чем наше зрение отличается от зрения стеклянного объектива тоже надо.

Два главных отличия

  Первое, что надо усвоить: наше зрение воспринимает мир динамически. Людской глаз не разрезает действия на стоп-кадры. Если человек прыгнул через лужу, мы не фиксируем его над ней в застывшем состоянии. Иное дело фотоаппарат – хранитель времени, он останавливает время и движение. Человек, прыгнувший через лужу, будет парить над ней столько времени, сколько просуществует снимок. Фотография, сделанная сотню лет назад, показывает нам слепок с прошлого. И это есть главное преимущество искусства светописи. Избитая фраза «остановить мгновение» предельно точно показывает смысл фотографии.

  Второе отличие зрения фотоаппарата от нашего: у нас два глаза. Одноглазый фотоаппарат создаёт плоское изображение и переносит его на плоский кусочек бумаги или экран компьютера. Такая проблема известна и в живописи.

Зачем человеку стереопара?

  С какой стати природа дала человеку стереопару? Для восприятия глубины пространства. По этой же схеме работают дальномеры. Две точки обзора позволяют оценить дальность до предметов, и чем ближе предмет, тем точнее мы можем определить расстояние до него. К этой задаче конечно же подключён человеческий мозг. Он подсказывает размеры объектов. Логически, чем предмет больше, контрастнее и ярче, тем он ближе по отношению к нам. Называется это перспективой. В помощь включается память, показывая, какой величины этот предмет обычно бывает. Например, средний паровоз всегда в несколько раз больше легкового автомобиля.

  А как же действовать, если автору хочется передать динамику и движение, сделать плоскую картинку объемной? Ответ прост: научиться разговаривать языком камеры.

Как разговаривает камера?

  Языком средств и образов, зрительно передающих информацию. Они позволят внести в кадр динамику или объем путём создания такой картинки, в которой мозг человека осознанно доработает изображение, представив его движущимся, или построит для себя перспективу на снимке.

  Какими же приёмами пользуются фотографы для решения этой задачи?Можно заморозить движение в той точке, которая кажется невозможной для обычной ситуации. Человек, повисший над лужей, воспринимается как перепрыгивающий её. Танцор в определённой нестатичной позе в воздухе – как исполняющий зажигательный танец.

  Другой приём – размазать объект съёмки или фон. Слегка размытое изображение автомобиля на улице зрительно воспринимается мчащимся с большой скоростью. В спортивных съёмках принят способ проводки, когда фотограф ведёт камеру за спортсменом. В этом случае резкость объекта на смазанном фоне напрямую передаёт динамику в кадр.

  Динамику можно внести и формированием линий и направлений, за которыми следует взгляд, рассматривая снимок. Также созданием свободного пространства перед движущимся предметом. Оставленное пространство на фото перед велосипедистом на дорожке дает понимание его движения по ней.

  Немного сложнее обстоит дело с созданием в кадре глубины и объёма. Ещё перед нажатием на спуск затвора желательно продумать композицию кадра. И применить некоторые приёмы съёмки.

Что же предпринять для создания глубины в кадре?

  Разделить картинку на планы. Неплохо, когда в кадре существуют чётко выраженные передний, средний, задний планы. Захват в кадр близко стоящего деревца на фоне гор с белоснежными шапками создает реальную глубину пространства.

  Применить линии и направления, уводящие глаз зрителя в глубину кадра. Тропинка, тянущаяся с одной стороны кадра в другую. Рельсы, уходящие за горизонт. Помогают этому и правильно применённые цветовые и световые контрасты.

  Имитировать человеческое зрение. С этим справляются не только зеркальные фотоаппараты, но и современные беззеркалки с большими матрицами. Необходим правильный акцент и фокус на снимаемом предмете.

  Вполне понятно, что этими несколькими советами не ограничивается весь арсенал талантливого фотографа.

Как же научиться делать хорошие фото?

  Прежде всего требуется изучить свою камеру, постараться понять не только её ограничения, а и максимальные возможности. Нет смысла платить за дорогую камеру, не используя все её преимущества. Но купив самый крутой фотоаппарат, следует помнить, что замысел снимка рождается в голове, а кадр создаётся руками фотохудожника.

  Кроме чтения книг и советов, единственный и лучший способ рождения классных фото – снимать всегда, когда возникло желание, снимать регулярно, даже когда не понятно, что снимать. И научиться в прямом смысле этого слова видеть как объектив.

Оценка: 0.0 / 0

avatar